Так что там насчет присадок — улучшателей топлив и моторных масел? Эффективность и целесообразность их применения вызывает немало споров и обсуждений, результатом которых является, как правило, рождение двух полярных мнений. Но ни одно из них, зачастую, не подтверждено ничем кроме собственных субъективных впечатлений, суждений либо догадок. Даже несмотря на проведение серии независимых объективных тестов.

Одна группа людей твердо уверенна, что любой продукт, не одобренный автопроизводителем, ни к чему доброму не приведет, ведь только автопроизводитель может знать какие ГСМ в нем можно применять. Другая же группа имеет диаметрально-противоположное мнение и уверенна, что даже стандарты и допуски автопроизводителей предоставляют достаточный простор для улучшения свойств масел либо других технологических жидкостей, а производители ГСМ не используют его, в том числе, из-за экономических соображений. Истина же, как обычно, лежит где-то посередине.  

Скептицизм группы противников присадок в топливо либо масла основывается, чаще всего, на сомнительном опыте применения какого-то волшебного зелья из широчайшего ассортимента, представленного на рынке, либо же на недоверии к непонятным (а то и неизвестным) составам и заявленным чуть ли не волшебным свойствам. И они по-своему правы.

Применение присадок в топливо либо смазочные материалы, с точки зрения покупателя, является, своего рода, вопросом доверия, считает Девид Кайзер, глава отдела разработки компании LIQUI MOLY, мирового лидера в разработке и производстве присадок к топливам и смазочным материалам. Специалисты компании, по его словам, проводят лабораторные и моторные тесты не только собственных разработок, но и продуктов конкурентов.

Однако, никто из производителей присадок не занимается регулярными изобретениями колеса — отмечает Девид Кайзер. Все компоненты, применяемые в присадках, как и результаты от их применения, давно известны специалистам рынка и многие из этих компонентов добавляются в топлива и смазочные материалы самими производителями. Можно долго спорить о необходимости применения тех или иных присадок, добавок и «улучшателей», тем более, глядя на ассортимент подобных препаратов на рынке. Да и двигателям для нормальной работы на протяжении заложенного в них ресурса, по большому счету, вполне достаточно применения просто качественных топлива и смазочных материалов, на которые они были расчитаны. Бесспорным является и тот факт, что чем легче условия работы двигателя и чем выше качество топлива и применяемых ГСМ, тем меньший эффект будет иметь применение каких-либо присадок — даже самых качественных. И, соответственно, наоборот.

Учитывая это, классическим и самым широким рынком применения присадок являются регионы с низким качеством топлива (ведь топливо напрямую влияет на смазывающие, антифрикционные и другие свойства масел), а также тяжелые условия работы двигателей — частые короткие, особенно зимние, поездки, экстремальные нагрузки, высокая запыленность воздуха и т.д. Некоторые же присадки призваны дать вторую молодость старым моторам, в которых нагар и прочие отложения вызвали снижение эффективности их работы и привели к, в том числе, падению мощности, увеличению расхода топлива и масла, ухудшению экологических показателей. Кроме того, автолюбители нередко применяют присадки в превентивных целях — для того же, для чего мы периодически пьем витамины либо иммуноукрепляющие препараты.

Для всех скептиков, отказывающихся верить, что очищающие присадки могут улучшить эффективность работы двигателя и его экологические показатели, LIQUI MOLY представила результаты реальных моторных тестов, проведенных немецкой организацией технического надзора над транспортными средствами GTÜ в Лаупхейме (Laupheim). В испытаниях приняли участие автомобили сотрудников компании — дизельный BMW с пробегом 124 тысячи километров и бензиновый Opel с пробегом в 57 тысяч километров. Техничесикими средствами GTÜ были произведены реальные замеры выбросов монооксида углерода CO (результат неполного сгорания топлива), и углеводородов CH, после чего в автомобили была залита присадка System Cleaner. Повторные замеры содержания вредных веществ в выхлопе были произведены после пробега в 655 километров у BMW и 468 километров у Opel. Содержание СО до применения System Cleaner составляло 0.010-0.012% в дизельной BMW и 0.024% в бензиновом Opel. После применения System Cleaner содержимое углекислого газа не регистрировалось оборудованием GTÜ ни в одном из автомобилей. Содержание же углеводородов (HC) в выхлопе дизельного двигателя к концу теста снизилось вдвое.

Присадка System Cleaner расворяет отложения, образованные на форсунках, что приводит к восстановлению нормального факела распыла топлива и более полному его сгоранию — поясняет Девид Кайзер. Этот фактический тест лишь подтвердил результаты испытаний четырех продуктов LIQUI MOLY, проведенных четыре года тому назад компанией Automobil-Prüftechnik Landau, специализирущейся на разработке и тестировании отдельных компонентов автомобильной индустрии и продуктов ГСМ.

За 60 часов работы на каждом клапане тестового двигателя накопилось 0.3 грамма отложений. На таком же двигателе, в топливо которого была добавлена присадка Injection Cleaner (продукт, близкий по свойствам к System Cleaner), количество отложений было меньше на порядок — 0.03 грамма.

Присадке Super Diesel additive — смеси очищающих, смазывающих и поднимающих цетановое число компонентов, добавленной в топливо тестового дизельного двигателя, оказалось под силу растворить предварительно созданные цинковым раствором отложения на форсунках.

Без каких-либо претензий на научный подход, нам самим стало интересно проверить практическую эффективность работы присадок на себе в реальных условиях. У нашего Suzuki 1997 года выпуска с пробегом около 110 тысяч километров были незначительные проблемы в работе двигателя — сбои холостого хода на горячую и звон клапанов на холодную. Выкатав четыре полных топливных бака с добавлением очистителя системы впрыска, мы добились стабильного холостого хода на прогретом моторе. Впрочем, небольшая нестабильность по мере прогрева осталась. Звук, который мы принимали за цокот клапанов, также исчез.

Кроме того, наш дизельный Land Rover стал работать ощутимо тише после использования присадки Super Diesel Additive, содержащей, кроме очищающих компонентов, модификатор цетанового числа. Такой же результат мы отметили и после применения подобных присадок других производителей - Autol Desolite и ERC. Однако, эффективость применения присадок, скорее всего, зависит от конкретного автомобиля и его технического состояния так как особого эффекта в других дизельных машинах мы не выявили, а заявленное небольшое снижение расхода топлива может быть эффектом плацебо.

Ну и, естественно, мы не могли не испробовать на себе присадку для механических коробок передач с дисульфидом молибдена LIQUI MOLY Getriebeoil Additive. Через некоторое время после добавления присадки к маслу в КПП нашего Suzuki с гудящей пятой передачей, звук, по нашим ощущениям, стал заметно тише. Впрочем, приборных измерений мы не проводили.

Компании, производящие топлива, имеют свою принципиальную позицию в вопросе присадок — они категорически против их применения. По словам Андреаса Сшафера (Andreas Schäfer), специалиста по исследованиям топлив в гамбургсокй лаборатории Shell, бензин и дезльное топливо проходят тщательные исследования, их состав выверяется до мелочей и просто добавление какого-либо стороннего компонента, входящего в состав присадки, может иметь даже обратный от ожидаемого эффект. К примеру, антигелевые присадки, задача которых, по заверениям производителей — предотвращать перефинизацию дизельного топлива при низких температурах, могут вступить в непредсказуемую реакцию с другими компонентами топлива.

Норберт Науманн (Norbert Naumann) из BP также подчеркивает тщательную выверенность пакета присадок в топливе и акцентирует внимание на том, что присадки, продающиеся в рознице, подобны антибиотикам — их применение может иметь побочные эффекты.

В Shell и Aral отмечают, что применение топлив их топовых линеек V-Power и Ultimate имеет, в сущности, подобный с присадками эффект — повышение мощности, уменьшение расхода, а также мягкая очистка топливной системы. И наши собственные наблюдения подтверждают это. Но превратить обычный бензин в Ultimate, просто влив в бак содержимое жестяной баночки, не получится — подчеркивает Норберт Науманн из BP.

Применение присадок в моторные масла не менее противоречиво и вызывает, пожалуй, еще больше споров. Несколько лет тому назад TÜV Rheinland (немецкая организация по техническому надзору) провела серию лабораторных испытаний нескольких продуктов из линейки LIQUI MOLY. Согласно полученным результатам, присадка для устранения течи моторного масла Oil Verlust Stop действительно «размягчает» задубевшие прокладки и сальники двигателя и возвращает им эластичность. «Пятиминутная» промывка, добавляемая в масло перед его заменой, растворяет отложения, которые позже сливаются из двигателя вместе с маслом.

Присадка Visco Stabil призвана вернуть к норме просевшую в процессе работы двигателя вязкость моторного масла. По результатам исследований TÜV эта присадка также выполняет свою функцию.

Тогда же TÜV Rheinland провела исследования трех антифрикицонных присадок этого же производителя: Ceratec с микрокерамикой, Motor Protect, формирующую на химическом уровне на деталях двигателя тонкую деформируемую пленку и дисульфид молибдена (MoS2), хорошо известный еще со времен второй мировой войны, где он применялся в авиационных двигателях, и, таким образом, являющийся классикой среди «твердых» присадок в масло.

Результаты лабораторных испытаний стабильности масляной пленки, проведенных TÜV, показали, что применение антифрикицонных присадок обеспечивает снижение износа деталей двигателя на 20-30 процентов по сравнению с использованием просто качественного масла. Однако, данные результаты абсолютно актуальны лишь для определенных условий, имитированных в тесте. Лабораторные испытания не могут полностью и достоверно имитировать работу смазочных материалов в реальном двигателе.

Химические присадки, использованные в Motor Protect (вроде полимерных эстеров и дитиофосфатов цинка), применяют в своих продуктах и другие производители моторных масел. И точная, выверенная до милиграмма рецептура, является тайной производителя.

Больше всего негатива можно услышать в сторону «твердых» компонентов присадок вроде керамики и молибдена. Основным поводом, вызывающим беспокойство, является повышенное золообразование, которое может привести к сокращению срока жизни сажевого фильтра, а также распространенное заблуждение о возможном «слипании» твердых частиц присадки до таких размеров, что они заблокируют масляный фильтр либо масляные каналы двигателя. И хотя эти страхи не имеют под собой никаких реальных оснований, они достаточно распространены. Размеры твердых частиц, находящихся во взвешенном соостоянии в нескольких литрах масла, составляют всего до 0.5 микрона. Соотношение размеров твердых частиц присадок с размерами сетки масляного фильтра сопоставимо с соотношением размеров футбольного мяча и футбольных же ворот. Что уж говорить о сечении масляных каналов.

Кроме того, компания LIQUI MOLY дает гарантию, что ни один из продуктво компании не нанесет вреда двигателю. Девид Кайзер утверждает, что у компании не было ни единой рекламации за все годы работы.

Для конечного же потребителя играет немаловажную роль также и психологический аспект — многим пользователям не хочется добавлять серую неприглядную жидкость в свежее прозрачное масло просто из чувства прекрасного.

Но не все йогурты одинаково полезны. На сегодняшний день абсолютно все производители масел, топлив и даже сами производители присадок высказывются категорически против применение PTFE (Teflon) присадок, недавно появивишихся на рынке под различными брендами. Основным доводом  является то, что устойчивый к стиранию слой, образуемый, по заверениям производителей, на поверхности трущихся деталей, уменьшает рабочие зазоры двигателя, что может привести к непредсказуемым последствиям вплоть до лавинообразного повышения износа либо заклинивания двигателя. Кроме того, реакция компонентов таких присадок на длительное воздействие высоких температур досконально не изучена.

Подводя итог, мы с уверенностью можем сказать одно: присадки действительно могут очистить, улучшить и предотвратить. Но они не могут отремонтировать изношенные детали.